Библейские рассуждения об Адаме и Еве, Самаэле и Лилит

Переложим сказание о сотворении человека на социологию. Применяя принцип аналогии мы находим один из обоснованных фрагментов бытия и жития на Земле. Библейские рассуждения об Адаме и Еве, Самаэле и Лилит.

Состав статьи:

 

Наметки для рассуждения

Возьмем библейский отрывок о сотворении человека из первой книги – Бытия Ветхого Завета. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Быт. 1:26 — «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…».

Есть ощущение, что творящих Богов при этом было целое содружество, ну пусть будет один. Быт. 1:27 — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Слово «человек» в древнееврейском оригинале написано, как «adam», которое произошло от слова «adamah» (евр. пыль, прах, земля, глина). Слово «adam» относится не только к мужчине, но и к женщине. Что любопытно латинское слово homo — „человек“, связанно с humus — „земля“.

Далее творение человека уточняется. Быт. 2:7 — «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Если думать о том, что первой женой была Лилит, то ищем значение этого слова — «Лиль» (шумер. воздух, ветер; дух, призрак). Знакомясь с шумерскими эпосами мы можем сказать, что многие библейские мотивы прямо переняты оттуда и адаптированны под новое мифотворчество. Так как эти эпосы более древнего периода создания. Итого, в данном контексте, Лилит — это порыв, что овладевает прахом (Адамом) и оживляет его. То есть инициирует того двигаться, порождать всплески, размножиться в пространстве, также породить «детей».

Персонаж «Ева» (евр. дарующая жизнь, змея), что была позже сотворена из ребра Адама нас наводит на мысли о некой тождественности Евы и Лилит вообще, но при этом имеется в виду их некая противоположность. По некоторым источникам считается, что первая Ева «Лилит» была дефектная и неуправляема и была сотворена другая Ева покладистая. А с предыдущей то ли ангелы расправились сбросив ее в море, то ли она просто убежала и задружила с Самаэлем, а позже совсем испортилась и давай плодить демонов.

Вариации легенд о Лилит искатель в состоянии найти сам в интернете, однако, при копке нас всё равно выводит к шумерским эпосам. Где Лилит — это мать прородительница всего сущего, универсальная богиня жизни и смерти (Инанна, Астарта, Иштар и тд варианты). Все эти находки заставляют нас вообще бросить привязываться близко к современным текстам и сказкам и применив принцип аналогии попытаться свободно трактовать символизм библейских персонажей как нам нравится.

Вот в одном из вариантов нашей мысли Лилит — это творческий порыв Адама, вдохновение. Это его сексуальная энергия, катализатор воспроизводства и сотворчества с Создателем. А «дети» здесь, это творения рук и ума Адама или человека.

По некоторым библейским апокрифам, после того как Лилит и Адам были созданы, они начали ссориться. Адам хотел подчинить и подавить Лилит, хотел совокупиться с ней по принуждению. А та в свою очередь настаивала, что они равны  — имеют свою волю (и оба сотворены из глины, но Лилит все же более легкая и скорее является носителем глиняной пыли, как ветер). И вот Лилит в один момент устав от Адама произнесла тайное имя Бога и улетела из рая. Адам ходил с грустным видом по Эдему (стал творческим импотентом) и Бог решил, что плохо человеку быть одному пожалел его, и создал из его ребра покорную Еву. «Быт. 2:22 – И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Адам сказал: «Вот, наконец, это кость от костей моих и плоть от плоти моей».

Ева стала послушной творческой и сексуальной силой Адама, но имела меньший КПД мощности. Это творчество подобно плагиату, узкому размаху, но слушающее волю Адама.

Данная концепция в этом рассуждении будет играть ключевую роль. Если все-таки предположить, что библия или мифы от нас скрывают не только прямой смысл сюжетного повествования, а многоуровневую и многоплановую систему знаний в разных областях, то рассмотрим такие понятия как Адам, Лилит и Ева еще и в социальном аспекте.

 

Принцип аналогии — социальный аспект

Если Адама представим, как общество, Еву как – индивид человека, т.к. произошла от «целого» Адама, то получается человек — продукт общества или множественная его составляющая.

У Адама было две жены – Лилит и Ева. При этом мы помним, что Адам — это уже и мужчина и женщина. Первая жена отождествляется с женщиной своенравной созданной полноценной и совершенной, как Адам. Лилит воплощение равноправного взаимодействия с Адамом и не зависимости от него, страсть, красота, мощный творческий порыв. Также, Лилит можно назвать темной непознанной стороной общества, всякие подавляемые страсти и желания.

Ева, созданная из ребра Адама, который создан из праха земного (глины, земли) отождествляется с несовершенной женой (более приземленной субстанцией, чем Лилит) кроткой и скромной, в полном подчинении Адама. Лилит и Еву представим единой личностью с противоположными борющимися качествами взаимодействующей с обществом (Адамом). По сути Лилит — есть будущая стадия Евы, после бунта Евы уставшей от гнета Адама. И продолжим нашу фантазию.

Понятие общества расширим, это может быть: семья, круг общения человека, коллектив на работе, народ, страна, система знаний и те, кто их отстаивает и другие бесконечные варианты.  Понятием индивидуальной личности будет: для семьи – ее член; для круга общения человека – сам человек; для рабочего коллектива – сотрудник; для народа – один из него, для страны – ее гражданин; для системы знаний – одна ее отрасль и т.д.  Так же это могут быть отношения преобладания одного человека над другим — например, учителя над учеником.

Когда в личности индивида преобладает Ева, то это раб системы, винтик в большом механизме. Пусть ей тяжело порой и не выносимо, но она все безропотно терпит и как умеет выполняет свою роль, отведенную ей обществом. Здесь нет места своим идеям, только тем, что навязаны обществом в рамках дозволенного. Общество не терпит анархию, свободу самовыражения и тех, кто ему противопоставляется, тех, кто ломает привычный образ хода вещей. За покорное рабство оно награждает человека чувством стабильности — заработка определенной суммы в поте лица, счастьем коллективизма, некими поощрениями и подачками. А также гарантирует размеренность, что так будет во веки веков до пенсии, а потом можно наконец пожить для себя. Если раньше Богу душу не отдашь.

Такое положение вещей оставляет в индивиде или душе (Еве) глубокое чувство неудовлетворенности. Часто многие не отдают в себе в этом отчет, но это так. Если тут идет какая-то борьба, то она сугубо внутренняя, но иногда ей нужен выход наружу. Ева, живущая в тени Адама, черпая его знания, получая опыт, наконец, захочет предложить ему нечто кардинально новое, изменяющее всю систему устоев и знаний существовавших до этого. То есть изменить свою жизнь и его, хватило бы только смелости взять ответственность на себя за все риски и последствия в реализации этого проекта.  Это бунт против привычного и линейного, которое часто малоэффективно и устаревает. Это желание истинной эволюции, а не движение вверх по заданной ограниченной линейке.

Когда в личности индивида преобладает Лилит, то это бунтарка. Та, кто сломает весь большой механизм и вырвет его с корнем, если с ней не будут считаться. Ей всегда хочется больше, чем-то, что она имеет и страстно стремится этого достичь. Если общество не разделяет ее интересов из-за консервативных взглядов (прах Адама – земля – пассивность), она сделает всё, чтобы привлечь его внимание для совместного творчества и деяния. Или, как обычно бывает, будет самостоятельно развивать идею, умеючи манипулируя обществом, чтоб не быть задавленной и «изнасилованной».

Общество (Адам) привыкло считать себя первым во всем и не хочет уступать, чтоб бунтующий индивид (Лилит) взяло над ним верх. И все же с Лилит надо быть осторожным, много бесконтрольной свободы может сработать на вред. Выпуская демона погулять, надо зорко следить за ним в оба глаза. Если сам не имеешь над собой контроль, найдутся те, кто знает как контролировать тебя. Ловушек для сознания в нашем мире полно. В общем нужен баланс свободы своеволия и некого лояльного подчинения без ущемления себя.

Также тут прослеживается связь по подобию во взаимоотношении традиционных мужчин и женщин. Мы видим, как мужчины во все времена и по сей день жаждут подмять,  обезличить и унизить женщин. Но умные и амбициозные среди женщин умеют вить веревки из мужчин также во все времена. Неудивительно, что феминизм сейчас стремительно набирает обороты, как и пропаганда гомосексуализма. Это все побочные продукты гнета традиционного общества в эпоху информационного прогресса (знания и возможности стали доступней). В идеале должен быть гармоничный союз взаимоотношений полов.

 

Синтез выводов

Общество всегда отвергает новые идеи, нестандартное мышление, скорбя о своей несостоятельности, страха хаоса, или не видя прогрессивных перспектив развития. Оно из-за собственной узости мышления привыкло работать по незыблемым многолетним наработкам.

Стараясь подчинить индивида (Лилит), общество чинит много препятствий во внутренней свободе, поощряет ограниченное восприятие индивида (Евы). Но само, компенсируясь через покладистых индивидов (Евы), в тайне грустит по экспрессивным, не тривиальным индивидам (Лилит). Мы всегда завидуем, почитаем, превозносим и ненавидим, великих Гениев разных областей (Моцарт, Макиавелли, Эйнштейн, Гитлер). Мир помнит своих кумиров и узурпаторов, стремится им подражать и в то же время гнобит и всячески препятствует их новому появлению. Лишь спустя время общество признает труды достижения гениев, путем потребления и переработки знаний и идей таких индивидов.

Само по себе общество ничего не может создать кроме индивида Евы, который, преодолевая сопротивление общества (бунтарство Лилит), оплодотворяет его эволюционной идеей, которую общество через других индивидов (Евы) размножает, взращивает и сохраняет наследие. А кто помнит имена рядовых, тех, кто делал основную рутинную работу потом?

Сопротивление только там, где идея чего-то значит, тут она отвергается, со временем переосмысливается и принимается, взращивается на века. А то, что принимается сразу, обречено на краткий миг существования, ибо является обычно пустым. Сопротивление необходимо, ибо способствует усиленному росту значимой идее. Чем больше топчешь траву, тем гуще и крепче она растет. А от забот и чрезмерного ухода на ранней стадии идея не выработав в себе способности борьбы погибает, будучи выпущенной в мир.

Адам — плодородная почва, Ева тот, кто работает с землей, а чтоб земля не была бесполезной нужно что-то растить — зерно находит Лилит (идея, талант, решимость быть свободным собой).

Бог создал первых людей, чтоб те возделывали рай и плодились, но те погрязли в его потреблении и созерцании. Тут появляется змей соблазняющий Еву на пробу плода древа познания добра и зла, чтоб уподобиться богам и начать созидать, творить. Ева заражает Адама этим знанием, и они падают, становясь смертными. Тут уже вопрос стоит по-другому — либо труд, либо смерть от голода и холода; либо потомство, либо смерть человека как вида.

Если человека не поставить в условия безвыходной ситуации, где нельзя жить без потери и страдания, он не начинает шевелиться. Если Ева становится Лилит, то она становится в каком-то смысле совершенной, познавшей добро и зло (яблоко знания). За счет чего она заражает или соблазняет этим Адама, заставляя того эволюционировать. А так как гармонично ужиться они долго все же не могут от разности в уровнях понимания, то всё обречено на цикличность и постепенность развития. Лишь стремление к совершенству духовной эволюции — есть вечный двигатель прогресса Адама и Евы.

 

Послесловие и о Самаэле

Образ Лилит очень глубок, сложен и неоднозначен, а будучи демонизированным он воплощает в себе откровенное зло без намека на позитив. Куча статей и трактатов существует на этот счет. Добро и зло — это черно-белая категория для примитивного мышления Адама, кто выходит за ее пределы меряет все иными понятиями. Например: нужно или не нужно для меня что-то; ведет или способствует ли это моему собственному прогрессу или регрессу; получу ли я от этого душевное удовлетворение или нет; преумножу ли я своим поступком деграданство и шизофрению в обществе или нет, а также иное.

  • Лилит убийца младенцев, жаждущая их крови. Но иначе можно сказать, что это не смерть, а самоубийство юных индивидов от неприятия себя, потеря жизненных сил на борьбу с ветряными мельницами, упущенное время (кровь младенцев или юных духов), просто всякая смерь во всех видах.
  • Лилит любовница Самаэля, того, кто не боится себя и страстного вдохновения. Отсюда идут словосочетания – дьявольски хорош, играет как дьявол, дьявольски привлекателен, что значит внушающие харизматичен, талантлив и соблазнительно приятен на вид. Это тот, кто себя не стесняется.
  • Лилит прародительница демонов — это страхов человека, страха самого себя, искаженного понимания дейстаительности из-за всякого рода иллюзий. Победи свои иллюзии и демоны станут ангелами.

Самаэль (евр. яд бога). Он есть воплощение всех человеческих пороков, которые человек старается замолчать в себе, задушить, утаить (анти Адам или Адам Белиал). Это причина и следствие страха себя, страха своих желаний и дерзновений (Лилит). Пока Адам не признает волю Лилит, то в это время ее признает Самаэль – и это порождает в обществе невежество, страдание, бесовщину, смерть, пороки и прочий негатив.

Лилит – это змей, который хочет подняться на Древо Жизни. Она — это будущая Ева желающая слиться с Адамом, но вынужденная сливаться с Самаэлем из-за непринятия Адамом.

Лилит/Ева — это также наша планета Земля и одновременно каждый скромный индивид человека (Адама).

Адам/Самаэль — это социальное общество и одновременно личностное Я человека, высшее и низшее.

Самаэль — это также темная сторона Адама, падшая в грехи. Это сила тайно совокупляющаяся (в помыслах) с Лилит становится причиной бед, войн, болезней и прочего неблагополучия в обществе.

В общем Ева должна познать в себе гармоничную Лилит, а Адам должен познать в себе гармоничного Самаэля. А вместе эти пары также должны познать друг-друга и стать единым гармоничным существом. Это уравновешенная двойственность, без конфликтов — «Инь-Янь». Возможно это тяжело для осмысления, но каждому нужно поразмыслить над этой идеей самостоятельно.

Многие скажут, что это проявление неприкрытого эгоизма и подлежит остракизму (осуждению). А мы считаем, не бывает не эгоистических поступков. В конечном счете, мы делаем то, конечный результат чего так или иначе удовлетворит нашу совесть. Познать мир и себя в рамках однополярных добра и зла — невозможно. У каждого понятия многоцветие оттенков и спектров хотя бы видимой области. А за видимой областью есть невидимая в обе стороны территория и у нее тоже есть области за грани ее самой, и так в бесконечность.

Все явное — скрыто, а иллюзорное — доказано и неопровержимо. Пока мы живем в этом положении вещей, то мы никогда не будем знать истины ни о чем. Правдиво лишь то, что мы хотим таким видеть. Сомневаться во всем неопровержимом и доказывать ложь – это то чем занимается бунтующий индивид испокон веков. Пусть же победит конструктивизм, вменяемость и дерзновенность.

Написано 11.01.2010, доработано 3.04.2018.

Рекомендации к ознакомлению:

 

© «Одинокий Лидер»

218 просмотров
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *