Быстрое овладение любым навыком и знанием

Конспект-переработка по книге «Первые 20 часов» Джоша Кауфмана – 2014 г. Составные быстрого приобретения навыков. Принципы быстрого и эффективного самообучения.

Быстрое овладение любым навыком и знанием

Состав статьи:

 

Предисловие

Справка: Джош Кауфман — современный американский писатель, бизнес-тренер, консультант, автор деловой и документальной литературы.

Многим хочется успевать делать тысячу дел, скорей овладеть десятком новых и полезных навыков, изучить множество наук и тем самым стать властителем мира. Было бы неплохо загрузить все желаемые данные сразу в долговременную мозговую память и тут же начать применять все на практике. Однако, это для обычного человека пока фантастика. Надо остановиться на минутку, подумать и взвесить, чем хочется овладеть в первую очередь. Всё время что-то мешает собраться с мыслями из-за отсутствия времени и навыков эффективного действия. А еще многие занятия не доставляют радости, пока не достигнут определенный успех в них.

Оказывается, каждый навык имеет определенный барьер сопротивления (фрустрации) – период времени, когда ничего не получается. Нужен способ и метод быстро преодолеть фрустрацию и радоваться приобретенному навыку. Кауфман считает, что для любого навыка от нуля до нормального им владения нужно 20 часов, а иногда и меньше. Метод универсален для любого вида навыка и науки.

Хочется научиться новому, но не хочется, чтоб процесс обучения затягивался на долго. Процесс приобретания нового навыка относится не к количеству затраченных часов, а к тому на, что вы тратите эти часы.

Чтобы добиться мастерства, надо чем-то заниматься по пол дня в день на протяжении 5 лет. Это примерно 10 тысяч часов. Но чтоб более или менее овладеть навыком достаточно и 20 часов. По часу-полтора в сутки всего-то, а далее все сделает дисциплина.

 

Быстрое приобретение навыка — это процесс из 4-х составных

  • Разбиение навыка на элементы. Чем меньше и проще будут элементы, тем лучше.
  • Изучение каждого элемента должно быть достаточно подробным, чтоб придать тренировкам осмысленность и иметь возможность исправлять ошибки.
  • Устранение физических, психологических и эмоциональных препятствий, мешающих тренировкам.
  • Тренировка самых важных элементов в течении как минимум 20 часов.

Определяемся с тем, что будем тренировать. Выбираем наилучший метод, выделяем время и тренируемся пока не достигнем необходимого мастерства.

Быстро – это значит быстрей, чем это делают бессистемно другие люди. Школы долой, можно изучать самому удобным для себя способом, попробовать несколько способов подряд и определить лучший. Надо больше нарабатывать практику. Но теория тоже нужна, она помогает редактировать и исправлять ошибки в процессе обучения, координировать себя и оптимизировать.

Тренировка и обучение — это хорошо. Но подготовка и создание благоприятных условий для занятий облегчат приобретение навыков, однако не заменят практику. Надо много повторять одно и тоже, через определенное время для лучшего закрепления. Нужен творческий подход, гибкость и свобода эксперимента. Следование нормам убивает дело. Необходимо адаптировать обучение и подход к новому предмету под себя.

Человеку проще поверить в ограниченность своих возможностей, в предопределенность «дано» или «не дано», наличие таланта или дара. На самом деле мы можем развить любой навык если захотим приложить усилия. А наличие дара и таланта будет только дополнительным бонусом в этом, но не более.

Человечий мозг пластичен – это значит, что в мозге происходят физические изменения под действием окружающей среды, наших действий и их следствий. Изменение нейронных связей. Одновременно возбуждаемые нейроны образуют связи и под действием повторений эти связи укрепляются. Скорость работы отклика от них становится быстрей и эффективней вплоть до автоматизма, где уже не надо думать над каждым действием. Вы начинаете ориентироваться и не тратитесь по мелочам выполняя требуемое.

 

Трехступенчатая модель приобретения навыка

  • Когнитивная первая стадия – понимание того, что вы пытаетесь сделать, осмысление процесса и разбиение навыка на поддающиеся выполнению элементы.
  • Ассоциативная промежуточная стадия — практика обратной связи и корректировка действий на основе этой связи.
  • Автономная завершающая стадия – эффективное и рациональное выполнение действия, без обдумывания и лишнего внимания к процессу.

Нейрофизиологический процесс приобретения навыка протекает непрерывно, даже при чтении данного предложения. Разум никогда не прибывает в неподвижности. Он всегда учится, что декодирует, собирает информацию и объединяет новые навыки.

Мозг — это мышца. Чем больше вы его нагружаете, тем сильнее он становится. Чем больше мы упражняемся, тем более рациональным и эффективным, и автоматическим становится навык.

Чтоб стать мастером карате не надо выучивать 4000 навыков, но всего лишь повторить 4000 раз каждое базовое движение. (Чет Холмс – «Невероятная машина продаж».)

Быстрое приобретение навыка происходят, когда ваше любопытство и интерес пересиливают сомнения и страхи, хотя бы временно. Нужна временная одержимость и устранение отвлекающих моментов.

 

10 принципов быстрого обучения

  1. Выберем привлекательный проект.
  2. Сосредотачиваемся на определенном одном навыке.
  3. Определяем целевой уровень мастерства.
  4. Разбиваем навык на элементы.
  5. Приготовляем все необходимое для занятий.
  6. Устраняем неприятности.
  7. Выделяем спец время на занятие.
  8. Создаем быстрые петли обратной связи.
  9. Занимаемся по расписанию короткими интервалами.
  10. Уделяем внимание количеству и скорости.

1) Привлекательный проект. Лучшее, что может случиться с человеком – это найти проблему, влюбиться в нее и жить, пытаясь решить ее, если только не появится другая проблема, еще более привлекательная. Тебя должно это соблазнять или брать тебя на вызов. (Карл Поппер) Заниматься надо самым интересным делом на данный момент.

2) Сосредоточенность. Самая большая проблема — это попытка обладать несколькими навыками одновременно. Приобретение навыка требует критической массы затраченного времени и фокуса внимания. Заниматься выбранным надо запоем, а не по часу распыляться на разное, как это было в школе. Очень сложно научится всему сразу и порой невозможно. Все же лучше фокусироваться на чем-то одном. Уходит много времени на переключение между задачами. Навыки вопреки ожиданиям в этом случае приобретаются очень медленно. Выбираем один навык и вливаем все силы в него. Остальное временно откладываем. Надо вести список дел «на потом», которые хотите освоить, чтоб ум не беспокоился об этом какое-то время. Это освобождает оперативную память мозга.

3) Целевой уровень мастерства. На сколько хорошо надо овладеть навыком. Правильно сформулированная проблема – это половина решенного дела. (Чарльз Каттеринг) Определяем для себя только начальный уровень достаточности, а шлифуем и повышаем компетентность уже потом. Помним о безопасности. Дело бывает и травмотичным. Например, спорт.

4) Разбиение навыка на элементы. Надо разделить процесс приобретения навыка на как можно большее количество элементов по простоте достижения и сосредотачиваемся на тех, что дают большую отдачу. Не обязательно сразу отрабатывать все мини планы зараз. Так на много эффективней выходит. Также разбиение помогает выявить для новичков не нужное и малозначимое.

5) Приготовить все необходимое. Надо определить критически важное оборудование, инвентарь для работы – это сэкономит время на максимальную пользу от занятия. (Мой девиз – все свое ношу с собой. Я стараюсь всегда быть максимально готовой ко всему, но при этом не отягощаться.)

6) Устранение препятствий. Например, правильно расположить и выбрать инструменты. Все ресурсы ограничены по времени. Внешние факторы отвлечения убрать – телевизор, телефонные звонки, электронные письма. Также играют роль эмоциональные барьеры, страхи, сомнения, растерянность. Это все снижает скорость достижения задуманного. Надо максимально организовать свое окружающее пространство, чтоб ничего не напрягало. (Я не могу начать, пока вокруг рабочего места не будет чисто.)

7) Время для занятий. Время не возможно найти, оно всегда будет ускользать. Время необходимо создать. Максимум в сутках есть 24 часа и только.  Или 1440 минут. Если мы спим 8 часов, то остается тока 16 на все остальное. И часть этого мы тратим на рутину, себя, близких, работу. И только сухой остаток остается на приобретение навыков.

Первым делом хорошо бы выявить то время, когда оно тратится с наименьшей пользой и оптимизировать его. Чтоб выявить это время хорошо бы несколько дней вести дневник всего, чем мы занимаемся в течении суток. Убираем все нерациональное время провождение. Надо выделить для себя минимум полтора-два часа в день для освоения навыка. И распределить курс занятий на 20 часов, это примерно 10 дней на освоение одного навыка или знания о предмете на хорошей базовой стадии.

8) Создание быстрой петли обратной связи – это получение точной информации о своих действиях с максимальной скоростью. Чем больше тратится времени, тем медленней зарабатывается навык. В этом нам может помочь тренер, регистрирующие устройства типа видеокамер, диктофонов, компьютерный софт, учебные пособия и другие вещи способные указать на ошибку. Чем больше таких источников, тем лучше.

9) Заниматься по расписанию короткими интервалами. Можно использовать таймер, чтоб ни в коем случае не перезаниматься. И не следить за временем отвлекаясь. Нужно сразу после засекания впасть в одержимость обучением и выйти из нее по звонку. Можно, например, по 20 минут 3-5 раз в день практиковать малыми порциями и это будет очень эффективно, т.к. создаст разнообразие с другими видами деятельности в течении дня.

10) Уделяйте внимание количеству и скорости. Не надо зацикливаться на идеальной технике – это путь к разочарованию. Надо заниматься как можно больше с максимальной скоростью поддерживая достаточно хорошую форму. Мозг будет вынужден быстро адаптироваться.

Выходит, что лучше сделать 40 раз быстро и посредственно, чем долго елозить над одним шедевром. В итоге более качественная работа будет у поточникв за то же время, а не у качественников. Поточники больше раз успеют потренироваться на собственных ошибках, учесть их и попробовать снова.

Если вы не знаете своей цели или не имеете точной стратегии для ее достижения, то можете потратить массу сил на бесплодные блуждания.

Метод погружения хорош тем, что мобилизует вас полностью на тренировку и освоение одного навыка. Но плох он тем что рассчитан на длительный период без отдыха и остальные сферы жизни будут буксовать. Этод метод хорошо применять в комплексе с выше описанным, но не как основной.

Восстановить любой полученный в прошлом навык будет гораздо проще, чем осваивать все с нуля.

 

10 принципов эффективного самообучения

  1. Изучайте навык, о котором идет речь и связанные с ним области.
  2. Признайте, что вы ничего не понимаете.
  3. Определите ментальные модели и мыслительные зацепки.
  4. Представите результат противоположный желаемому и смотивируйтесь этим.
  5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.
  6. Устраните из вашего окружения все, что вас отвлекает.
  7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепления.
  8. Создайте поддерживающие структуры и контрольные списки.
  9. Сформулируйте и уточните прогнозы.
  10. Уважайте свой организм.

1) Изучите необходимый навык. Надо полистать интернет, прочесть несколько книг, осмотреться и определиться, что для вас интересно. Далее найти минимум 3 хороших книги на данную тематику и 1 видео с инструкциями, также подойдёт любой другой ассортимент пособий какой есть в мире и какой может быстро оказаться у вас под рукой.

Время, потраченное на чтение или просмотр сокращает время на приобретение навыка. Цель этого определить главные элементы навыка, критически важные составные и инструментал. Чем больше заранее узнаем о предмете, тем лучше. Нужно как можно быстрее собрать обширный материал и сформировать точное описание процесса его приобретения. Для быстрого приобретения беглый просмотр лучше досконального чтения. Отмечая идеи средства, описанные в разных источниках можно выявлять закономерности и можно сформировать свой эффективный метод для дальнейшей работы над навыком. (Эта книга очень сильно на меня повлияла. Эффективный поиск информации и умение быстро обсосать и вникнуть в новую тему двинул меня на новый уровень.)

2) Признайте, что вы ничего не понимаете. В начале пути велик риск обнаружить теории, приемы и методы которые непонятны. Вы понимаете, что другие делают то, что не можете осознать вы. Понимание придет позже во время практики. Со временем при приобретении небольшого опыта старая непонятная инфа вдруг обретает смысл. (Это точно, уже сотню раз проверяла. Все кажется, что ты полный идиот, а потом вдруг раз и осознаешь, что соображаешь и все выходит.) Осознание неведения само по себе форма ясности. (Т.К.В. Дешикачар)

Не бояться чувствовать себя дураком.

Это помогает определить главные точки в сторону которых надо двигаться и освоив их мы получим качественный скачек в перед. Устраняем пробелы в понимании алгоритма действия мы создаем безошибочный и эффективный алгоритм приобретения навыка. Если при первом исследовании нового понятно больше половины, то дальнейшее обучение будет более быстрым.

Если проблема вам интересна, то чем больше ваша растерянность на первом этапе обучения, тем сильнее внутренняя мотивация во всем разобраться и тем быстрее вы обучаетесь.

3) Определите ментальные модели и мыслительные зацепки. В процессе исследования мы неизбежно будем обнаруживать закономерности в идеях, приемах, которые встречаются часто. Это называется ментальными моделями – Основа обучения. Данное дело надо накапливать и брать на заметку.

Некоторые вещи в ходе изучения будут казаться знакомыми – это мыслительные зацепки, т.е. аналоги, метафоры которые помогут в запоминании. (Метод цепляния образов и ассоциаций на абстрактное и сложное у меня всегда на подхвате.)

4) Представьте результат противоположный желаемому. То есть приобретение навыка или освоение науки окончилось провалом. Это метод инверсии. Нужно изучить противоположность желаемого и это поможет выявить важные моменты для обучения.

Хорошо составить список всего плохого, что будет при случаи неудаче, а потом переформулировать в цель достижения в позитивном варианте. Пример – потеря весла и лишение маневренности станет – умением избежать потери весла в бурной реке и сохранение маневренности.

Также это дает возможность составить список дополнительных покупок. Например, запасное весло. Инверсия — это очень эффективный метод.

5) Поговорите с людьми которые этим уже занимаются. Это поможет сформулировать для нас адекватные ожидания в пути к успеху. Мы можем не оценить сложность задачи и количество элементов которыми надо овладеть для успеха в деле. Это поможет развеять мифы и неверные представления до того, как с ними столкнётесь на всем ходу. Также это поможет поддержать интерес и быстро не разочароваться встретив трудность к которой мы уже готовы. (Очень помогает налаживать связи и быстро прокачиваться, крайне полезно.)

6) Устранение из окружения всего, что отвлекает. Отвлечение – злейший враг быстрого приобретения навыка. Это убийство времени во время занятий, а отсутствие сосредоточенности очень замедляет процесс обучения или вообще ведет к отсутствию прогресса.

Главные источники – это электронные и биологические.

  • Телевизор, телефон, интернет — это электронные отвлечения. Выключите все приборы, заблокируйте, удалите из своего окружения, если это не необходимость для занятий.
  • Члены семьи, исполненные благих намерений, друзья, приятели – это биологические отвлечения. Заранее договоритесь, чтоб вас не отвлекали.
  • Физиология – максимальная независимость от болезней, туалета, еды, питья и нужды в свежем воздухе.
  • Чем меньше отвлекающих факторов, тем лучше и быстрее обучение.

7) Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепления. Чтоб использовать усвоенное необходимо быстро вспоминать связанные с этим идеи. Узнав что-то мы скорее это забудем, если не повторим несколько раз через определенное время.

Кривая затухания памяти, чем лучше мы что-то усвоили, тем реже надо это повторять. Можно использовать мнемо-карточки и схемы. Это эффективные интервальные повторения. Для быстроты. Если нас ничто не гонит, то лучше лишний раз попрактиковаться и поэкспериментировать.

8) Создание поддерживающих структур и контрольных списков. Многие навыки требуют порядка включающий в себя планирование, подготовку, поддержку, завершение и прочее. Нужно создать свою систему, чтоб не было дополнительных усилий по ходу дела.

Контрольные списки — это списки рутинных действий нужных к каждому занятию. (У меня есть список домашних дел на смартфоне. Я их одним тычком пальца активирую и гашу, когда надо. А еще есть список стандартных продуктов питания, отдельно хоз-товаров и канцелярии. Очень помогает пробежаться по спискам глазами, чтоб не тупить в супермаркете.)

Поддерживающие структуры – это обеспечение одинокого подхода к выбранному навыку каждый день.

9) Сформулируйте и уточните прогнозы. Привычка делать и проверять прогнозы помогает быстрей овладеть навыком.

  • Наблюдение – что в данный момент видите.
  • Знания – что вы уже знаете об интересующем предмете.
  • Гипотезы – что может в усовершенствовании навыка и оптимизации обучения.
  • Тесты – что вы собираетесь еще попробовать.

В этом помогут блокноты, планшетные компьютеры и все другие средства фиксации анализа.

(У меня на вооружении 3 блокнота. Это домашний, походный и рабочий. Для быстрых записей и уничтожения отработанных списков. Долговременные книги-ежедневники. Сюда я переписываю свои посеянные опорные точки. Также использую планшетный смартфон. Он у меня как печатная машинка для статей, дневников, таблиц и интерактивные списки. На компьютере у меня долговременные хранилища всяких структурных таблиц, помогающих мене координировать себя в разных областях. Например, финансы, что почитать, что посмотреть, что изучить, что сделать и прочее. Вообще, кажется, что это много всего, но я не заметила, как это все появилось. Однако, я отмечаю, что это ужасно удобно и эффективно.)

10) Уважайте свой организм. Надо следить за физиологическими потребностями и утомлением. Если себя ущемлять и давить на себя, то в итоге мы будем все равно буксовать.

Можно работать по системе полтора часа работы и 30 минут перерыва или 20 мин работы и 10 перерыва.

(Например, я пробовала спать по 4 часа в день. Потом «вареная» ходила и день в трубу улетал, никакого удовольствия. Высыпаться надо достаточно. Мне вот не менее 7-6 часов надо.)

На этом конспект закончен. Остаток книги посвящён примерам приобретения некоторых навыков по этой системе, мемуарам и прочему. Не считаю эту часть книги для себя удачной. Но, искатель праве составить свое мнение.

Данная система по началу может показаться сложной, но начав ее разбирать и применять на практике все становится на столько логичным, что не требует заучивания.

© «Одинокий Лидер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на обновления

* Подписку необходимо подтвердить через почту. На всякий случай надо проверять «Спам». 

* Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.